Платья Баленсиаги стояли значительно дороже, чем модели других кутюрье того же времени. Игнорируя причуды моды и никогда не занимаясь саморекламой, Баленсиаге тем не менее удалось привлечь к себе внимание, заслужить уважение и верность покупателей. Его творения являли собой поразительно простые и пропорциональные конструкции, элегантность которых по прежнему продолжает вдохновлять многих модельеров. 

Несмотря на то, что Кристобаль Баленсиага редко фотографировался, никогда публично не выступал, потому что был крайне застенчивым, и держался на расстоянии от своих клиентов и прессы, в модном мире о нем упоминают не иначе как о "мастере". Баленсиага известен не только щепетильным отношением к деталям, кройке и конструкциям, но также и любовью к эксперимента с тканями, драпировкой и пропорциями. Он игнорировал капризы сезонной моды, в сущности был даже против нее, потому что тренды не всегда подходили его покупателям. Баленсиага занимался усовершенствованием собственных нововведений, создавая элегантные, утонченные, красивые модели, над которыми не властно время. 

Balenciaga2

Баленсиага прослыл человеком, который считал, что задача кутюрье в том, чтобы быть архитектором, скульптором, художником, музыкантом и философом одновременно и быть способным справиться со множеством различных проблем, касающихся планирования, выбора, цвета, гармонии и пропорций.

СОВМЕЩЕНИЕ ТКАНЕЙ

Баленсиага полностью контролировал весь процесс создания одежды, начиная от разработки эскизов, кройки и шитья и заканчивая представлением коллекций на суд широкой аудитории. Он часто сотрудничал с предприятиями, на которых производили ткани, чтобы разрабатывать новые материалы, используя альтернативный состав, в результате чего получались ткани другой степени плотности. Наиболее примечательных результатов он добился, когда сделал в 1958 году шелковую газовую ткань совместно с текстильной фирмой Abraham.

Интерес Баленсиаги к люрексу и синтетическому волокну привел его к сотрудничеству с фирмой Marescot, где жесткое, слегка искрящееся кружево, что достигалось за счет использования тончайшей, полностью синтетической нити, вплетенной в кружево. Ткани являлись очень важным составляющим компонентом его коллекций. После Второй мировой войны Баленсиага отверг предложенную французским правительством дотацию на использование тканей, производившихся на французских мануфактурах, потому что не хотел ограничивать себя в выборе или не иметь возможности контролировать процесс производства ткани.

НАВСТРЕЧУ ЖЕЛАНИЯМ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Баленсиага не считал, что модельер должен каждый раз ошеломлять покупателей размахом фантазии. Он стремился обеспечить своих клиентов одеждой, которая бы отвечала их потребностям. Создавая модели, Баленсиага отталкивался от жакетов, женских сорочек и платьев в стиле ампир, что привлекало женщин старшего возраста, но также интересовало и молодых покупательниц. Американки любили модели Баленсиаги за их простоту, практичность, приспособленность к повседневной жизни, также они не остались равнодушны и к его экстравагантным и романтичным вечерним платьям.

 Balenciaga3

ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ

Баленсиагу во многом вдохновили поездки по Европе, где он любил отдыхать, в частности,  в Австрию, Англию и Швейцарию, а также в Соединенные Штаты. Он также черпал вдохновение в культурах нехристианских стран, например в 1955 году он адаптировал элементы одежды, характерные для кабуки, а в 1963-1965 годах - индийского сари. Он открыл для себя много интересного в импортируемых из Азии товарах, большинство которых попадали в Европу через испанский порт Сан-Себастьян. 

Баленсиага был глубоко религиозным человеком и проводил много времени в соборах и церквях, где ознакомился с картинами и скульптурами на религиозные темы. Он черпал вдохновение в церковной одежде с характерными для нее черными и насыщенными красными цветами.

Balenciaga

На творчество Баленсиаги чрезвычайно повлияла его родная Испания, с ее необыкновенной историей и тайнами, а также атмосфера торжественности и строгости, присущая его стране. Баленсиага покинул Испанию из-за разразившейся гражданкой войны уже во взрослом возрасте, но даже после ее окончания не смог вернуться, потому что там невозможно было зарабатывать на жизнь. В коллекциях часто встречались испанские гвоздики, традиционный в его стране талисман, образы тореадоров и танцоров фламенко. Связь с костюмами на пртретах великих испанских художников прошлого - Франсиско Сурбарана, Франсиско Гойи и Диего Веласкеса прослеживается в использовании Баленсиагой кружев и вышивки, равно как и в фасонах его платьев.

В самом начале своей карьеры Баленсиага посещал показы Вионне и покупал ее ансамбли, чтобы потом копировать модели для своих клиенток. Когда Вионне удалилась от дел, она сказала, что ансамбли Баленсиаги с гвоздиками - ее самые любимые. От Вионне Баленсиага узнал секреты кроя по косой нити и об эффектах драпировки и, несомненно, осознал всю важность эксперементирования. Оба модельера игнорировали капризы сезонной моды, предпочитая создавать одежду, которая полностью бы устраивала их покупателей и отвечала бы их эстетическим взглядам. 

Баленсиагу также вдохновила идея Коко Шанель создавать простые удобные модели для повседневной жизни. Шанель говорила о нем так: "Баленсиага - единственный настоящий кутюрье в прямом смысле этого слова. Только он способен самостоятельно моделировать, кроить и шить, в отличие от него остальные - просто модные стилисты".

Balenciaga1

МАСТЕР КОНСТРУКЦИЙ

Рещающий вклад Кристобаля Баленсиаги в мировую моду прежде всего в том, что он свято чтил обычаи кутюрье, был мастером конструкции и форм, постоянно совершенствовал свое искусство, он использовал мало швов, например жакет с одним швом, который модельер представил в 1961 году, или платье из органзы 1958 года. Глашатый прошлых традиций от-кутюр и традиций его родной Испании, Баленсиага внес неоценимый вклад именно в современную моду, основываясь в первую очередь на практичности и приспособленности к новым условиям жизни, - в итоге его творчество стало неиссякаемым источником вдохновения для современных модельеров. 

ХРОНОЛОГИЯ

1895 год - родился 21 января в Гетарии, в Басконии, области Испании;

1908 год - отдан в подмастерья портному из Сан-Себастьяна, фешенебельного модного курорта;

1919 год - открывает Дом моды в Сан-Себастьяне, который часто посещают члены королевской семьи и аристократия. Позже основывает Дома моды в Мадриде и Барселоне;

1937 год - после начала гражданской войны в Испании покидает Испанию и едет в Лондон, затем - в Париж. Основывает Дом моды в Париже вместе с приятелем, испанским дельцрм Николасом Вискаррондо, и дизайнером шляп Влацио Датенвием;

1939-1945 годы - во время Второй мировой войны Дом моды Баленсиаги продолжает работать, но снижается количество ансамблей в его коллекциях: сос 150 до 40 из-за дефицита тканей;

1947 год - запускает парфюмерную линию Le Dix. Позже ароматы La Fuite des Heures и Quadreille;

1948-1950 годы - умирает Датенвий, и Рамон Эспаза занимает его должность дизайнера шляп. Молодой Андре Курреж становится помощником Баленсиаги;

1957 год - вместес Юбером Живанши Баленсиага представляет свои коллекции спустя месяц после дифеле других кутюрье, опасаясь копирования моделей и вынуждая иностранных покупателей приезжать дважды;

1958 год - представлеят платье с завышенной талией в стиле Baby-doll, один из самых копируемых силуэтов во второй половине ХХ века;

1960 год - британский производитель N.B.Jones запускает три линии чулочных изделий, каждая из которых выходит под брендом парфюмерной продукции Баленсиаги. Они помогают раскрутить имя Баленсиаги;

1967 год - в 30-ю годовщину основания своего Дома моды Баленсиага представляет новую коллекцию вместе с другими парижскими модельерами;

1968 год - закрывает свой Дом моды, потому что не видит будущего Высокой моды в мире, где победила готовая одежда. Появляются трудности со все возрастающей оплатой расходов рабочих, сложно вовремя приобратетать ткани, а раскошные отрезы перестают быть популярными;

1972 год - умирает 24 марта. Дом моды Balenciaga бездействует до тех пор, пока в 1986 году его не покупает Group Jacques Bogart. 

 

В 1997 году Гескьер назначен креативным директором Balenciaga, чтобы воскресить умирающий Дом моды. Сейчас Гескьер является одним из самых влиятельных модельеров в современной модной индустрии, ему удается сочетать элементы наследия, ставшие отличительной чертой Дома со своими находками. Схожего мнжду концепциями двух модельеров довольно мало, поскольку Баленсиага игнорировал капризы сезонной моды и ориентировался на интересы старшего поколения покупателей, он меньше всего думал о том, как оказаться на передовой индустрии моды. Гескьер же, несомненно, признает это, поскольку использует дизайнерские находки, благодаря которым прославился Дом Balenciaga, но он сочетает их с передовыми идеями, которые выводят моду на новый уровень развития.

МОДЕЛИ ИЗ РАННИХ КОЛЛЕКЦИЙ

Еще статьи в этом разделе